Как-то со знакомым музыкантом мы говорили о том, что прекрасный мир музыки закрыт у нас для подавляющего числа людей. Его просто нет. А ведь это огромный пласт культуры, который так и остается неизведанным. Тоже самое можно сказать и о театре, живописи, серьезной литературе. Но кто же может перебросить мостик к кораблю искусства? Школа, семья, государство?
Этот разговор припомнился мне на открытом уроке в средней школе села Черноморское. Урок назывался «Богатырские ворота» к опере «Руслан и Людмила». Преподаватель музыкального искусства Елена Андриевская рассказывала ученикам о великом композиторе Михаиле Ивановиче Глинке, о его опере «Руслан и Людмила». Звучали фрагменты оперы, ученики слушали прекрасную музыку, и мне казалось, что каждый добавляет, пусть маленькую, ступеньку к той лестнице, что ведет к прекрасному искусству.
Вместе с учениками слушали и преподаватели, участники районного семинара, организованого методкабинетом отдела образования (руководитель - М.И. Долина), тема которого звучала так: «Воспитание патриотизма средставами искусства».
Тема интересная, злободневная. Ведь духовное обнищание молодого поколения налицо. Оно воспитывается на бандитско-криминальных сериалах, дешевой «попсе», которая воспринимается как образец, на поклонении западным псевдоценностям.
Власть не зовет людей в 6иблиотеки, а зовет на стадионы, культивируется болельщик, человек инстинктов, а никак не человек культуры. Он вязнет в интернете, жизнь наполняет картинками и цитатами из социальных сетей. Непереносимы становятся Толстой и Гоголь, с их описанием дуба или украинской ночи. Человеческая природа не терпит пустоты. И там, где нет Моцарта и Рахманинова, Левитана и Репина, Островского и Чехова, там - ревущие стадионы, казино, наркотики, примитивные жизненные ориентиры.
Поручать культурное, духовное воспитание семье? Так ведь семьи у нам разные. Люди порождают себе подобных и воспитывают на своих же идеалах.
Значит эта трудная и важная миссия возлагается на школу. Невозможно переоценить роль преподавателя музыкального искусства, художественной культуры в наше время. Ведь системного изучения в общеобразовательных школах такого предмета как «художественная культура» не было. Преподавателей стали выпускать высшие учебные заведения Украины совсем недавно. Они приходят в школы возделывать «культурное поле». Интересно? Да. Трудно? Конечно. Особенно в небольших городах и селах, где нет ни оперного театра, ни филармонии, ни музея и картинной галереи. Но увлеченные, знающие, любящие свой предмет есть везде. Они всей душой хотят приобщить и своих учеников к миру прекрасного.
Вот по инициативе директора школы села Черноморское В.И. Кривонос и ее коллег была организована школьная картинная галерея. Школьники знакомятся с художественными работами и репродукциями художников. Не в каждой и городской школе есть музеи. А в этой школе есть замечательный музей быта, традиций и прикладного искусство украинской семьи. Школьники вдыхают здесь дух старины, учатся хранить и не забывать свою историю.
Учитель художественной культуры Кроснозноменской общеобразовательной школы Мария Дунафт приглашает ребят в увлекательное путешествие по греческим городом Северного Причерноморья, знакомит их с уникальными образцами Трипольской и Скифской культур.
Преподаватель музыки и хореографии Николай Андриевский в селе Алексеевка организовал хореографический ансамбль «Па», на занятиях которого приобщают сельских ребят к пленительному искусству танца. Как самый настоящий подарок воспринимали участники семинара хореографическую постановку по мотивам пьесы Леси Украинки «Лісова пісня».
Эти Преподаватели сеют в душах учеников зерна разумного и доброго, но что более ценно, зажигают там огоньки любви к Красоте, Творчеству, Культуре! Пусть горят они ярко, пусть прибавляют преподавателям больше сил и энергии в выполнении их прекрасной миссии!
Алла ЦЕРИХ,
преподаватель школы искусств.
преподаватель школы искусств.